Техника и методика обучения поворотам на месте и в движении. Повороты переступанием

Способы поворотов классифицируют на повороты на месте и в движении. Повороты в движении используют на всех разновидностях рельефа: равнине, спуске, реже на подъемах для изменения направления движения на равнинных участках используют преимущественно поворот переcтyпанием. При прохождении поворотов на спусках наряду с изменением направления движения главная задача лыжника - сохранить равновесие и устойчивое положение без заметных потерь скорости, а еще лучше - увеличивая ее. В зависимости от крутизны склона, угла поворота, скорости передвижения и состояния снежного покрова наиболее часто на спуске используют повороты переcтynанием, упором, плyгoм и на параллельных лыжах.

Поворот в движении nepecтynaнueм применяют как на равнинных участках, так и на спусках. Он является самым эффективным благодаря отсутствию при повороте торможения, а при энергичных отталкиваниях возможно и увеличение скорости.

Поворот выполняют переступанием коньковыми шaгaми в направлении поворота за счет мощных отталкиваний внешней лыжей. Для увеличения скорости при энергичном отталкивании внешней лыжей выполняют одновременный толчок палками. Особенно эффективен такой вариант поворота при высокой скорости прохождения равнинных участков и отлогих спусков.

Поворот в движении «плугом» используют на крутых склонах с достаточно широким и плотным снежным полотном. Он сопровождается самыми большими по сравнению с другими способами поворотов потерями скорости, поэтому в спортивной практике с ростом квалификации лыжников удельный вес его применения уменьшается. Вместе с тем, значительное снижение скорости при повороте «плугом» является достоинством при использовании лыж в физкультурно-оздоровительных целях, т.к. позволяет лыжнику безбоязненно выполнять повороты даже на крутых спусках.

Поворот «плугом» выполняют из положения «Торможение плугом». Не отрывая лыжи от опоры, лыжник постепенно загружает массой тела наружную в повороте лыжу, выдвигает ее немного вперед и за счет увеличения давления на эту лыжу изменяет направление движения. Если на спуске надо сделать два поворота в разные стороны, например направо, а затем налево, то выдвигают вперед и загружают массой тела вначале левую, а затем правую лыжу, т.е. всегда лыжу, противоположную направлению поворота.

Пово ро т в д в и ж е н ии уп оро м («полуплутом») используют на спусках при достижении достаточно высокой скорости. Внешняя в повороте лыжа занимает положение, характерное для «торможения упором», т.е., пяточную часть лыжи ставят под углом, закантовывают, слегка загружают массой тела и обязательно выдвигают немного вперед (рис. 66). Крутизна поворота зависит от угла закантовки и отведения в сторону внешней лыжи, степени выдвижения вперед и загрузки ее массой тела.

Поворот на nа р аллельных лыжах имеет две разновидности.

На виражах с хорошо прорезанной и накатанной лыжней для поворота по направлению лыжного следа необходимо загрузить частью массы тела внутреннюю в повороте лыжу, а также наклонить туловище внутрь поворота тем круче, чем больше скорость и меньше радиус. Быстрое выполнение этих двигательных действий позволяет избежать сноса лыжника с лыжного следа в сторону, противоположную повороту. Квалифицированные лыжники на хорошо укатанном снежном полотне используют горнолыжную технику поворота на параллельных лыжах, основными элементами которой являются вращающий импульс, разгрузка лыж, наклон туловища внутрь поворота и затем вперед.

Наряду с поворотами в движении у стоящего на лыжной трассе лыжника нередко возникает необходимость сделать поворот на месте. С этой целью чаще других используют два основных способа - поворот переступанием направо или налево вокруг пяток лыж и поворот кругом махом левой/правой лыжей. Другие разновидности поворотов на месте - переступанием вокруг носков лыж, махом через лыжу вперед и назад, прыжком (с опорой и без опоры на палки) - применяют в основном для овладения лыжами как спортивным снарядом.

При повороте переступанием вокруг пяток лыж пяточная часть остается на месте, а носок лыжи приподнимают, отводят в сторону и выполняют приставные шаги. На каждый шаг переставляют и лыжные палки, используя одноименное сочетание махов и толчков ногами и руками.



Для поворота на месте махом, например левой лыжей, переставляя одноименному (левую) палку назад за пяточную часть правой лыжи, создают устойчивую опору на обе палки. Загрузив массой тела правую (опорную) ногу, делают левой ногой мах вперед-вверх, поднимая носок лыжи. Сделав разворот лыжи на 180 градусов, ставят ее на опору в противоположном направлении и переносят на эту лыжу массу тела. Затем таким же маховым движением с разворотом на 180 градусов правую лыжу вместе с правой палкой приставляют параллельно к левой. лыже.

Овладеть многочисленными классическими и коньковыми лыжными ходами, включая переходы с одного хода на другой, а также способами подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей могут все желающие, независимо от возраста, пола, уровня подгот ов лен но сти и сте п ени д в игательной ода р енн о с т и .

ПОВОРОТЫ на лыжах. Различаются П. на месте и в движении. П. на месте осуществляются переступанием (вокруг пяток лыж (а) или вокруг носков), махом на 180° (через лыжу вперед (б) и через лыжу назад), прыжком без опоры и с опорой на палки. П. в движении (один из наиболее сложных элементов в технике передвижения на лыжах) выполняются для изменения направления при спусках и движении по инерции на равнине.

Различные условия влияют на передвижение лыжника (снег, рельеф, скорость и др.)" требуют достаточно гибкой и разнообразной техники П.

По направлению движения П. могут быть: к склону (из прямого спуска в косой или из косого в менее косой) и от склона (из косого спуска в более крутой). П. из косого спуска в косой противоположного направления наз. полным П.

П. переступанием - поочередная перестановка лыж в новое направление. При перестановке отводится в сторону носок (поворот переступанием с внутренней (в) лыжи) или задник (поворот переступанием с наружной лыжи). Особенно эффективен П. переступанием в сочетании с отталкиванием палками. П. переступанием удобен еще и тем, что его можно выполнять на "тяжелом" (рыхлом, покрытом тонкой проламывающейся коркой) снегу.

П. рулением осуществляется постановкой лыж под углом друг к другу. Из группы П. рулением наиболее распространен П. упором (г). При его выполнении лыжник отводит задник наружной (по отношению к повороту) лыжи, ставит ее на ребро и слегка загружает. Лыжа врезается ребром в снег и скользит в новом направлении. Крутизна поворота регулируется величиной угла, под к-рым ставится внешняя лыжа, и ее загрузкой. К этой группе П. относится и П. "ножницами" (д), при к-ром лыжник, спускающийся наискось, сильнее загружает нижнюю лыжу, отводит носок верхней лыжи в сторону П., выдвигая ее вперед на 10 - 15 см. После этого ставит нижнюю лыжу на снег более плоско, а верхнюю за счет отклонения колена ноги внутрь П.- на ребро и слегка загружает.

При П. "плугом" (е) лыжи развертываются в положение "плуга" или двустороннего упора. Перенос тяжести тела с внутренней лыжи на внешнюю практически осуществляется в течение всего П. "Плуг" применяется при движении с малой скоростью.

Лыжники-спортсмены в основном применяют маховые П., т. к. они обеспечивают наибольшую маневренность в разнообразных условиях. Особенность этих П. в том, что переход от спуска по прямой к скольжению по дуге ("вход в поворот") осуществляется движением, условно наз. маховым. Вход в П. - сложный в координационном отношении прием.

Поворот на лыжах: е. "плугом"; ж, з. на паралельных лыжах

При П. из упора вход начинается с постановки наружной лыжи под углом к направлению движения, что обеспечивает начало поворота, затем тяжесть тела переносится с внутренней на внешнюю ногу, лыжи ставятся параллельно, а туловище разворачивается наружу поворота. Совершенствуя мастерство, лыжник уменьшает продолжительность пребывания в положении упора, вызывающего торможение, и осваивает П. на параллельных лыжах (ж, з), при к-ром вход осуществляется не за счет постановки лыж в упор, а только благодаря выталкиванию задников лыж наружу и переносу тяжести тела с внутренней на наружную лыжу и развороту наружу поворота. Вход в П. облегчается благодаря тому, что лыжи, особенно задняя часть, на какое-то мгновение разгружаются от веса лыжника, меньше врезаются в снег и уже не так устойчиво сохраняют прежнее направление движения. После входа в П. спортсмен продолжает двигаться по дуге, при этом лыжи остаются параллельными, что объясняется особым взаимодействием тормозящих и движущих сил. Во время скольжения по дуге тело лыжника занимает характерное положение, при к-ром таз, бедра и колени отводятся к центру П., а плечи и ступни - наружу. Такое положение необходимо для того, чтобы поставить лыжи круче на ребра и тем самым предотвратить их боковое соскальзывание, возможное под действием центробежной силы. При правильно выполненном П. лыжи образуют как бы касательную к дуге, по к-рой они движутся, носки перемещаются точно по дуге, а задники проскальзывают. Для облегчения входа в П. лыжники часто используют палки, опираясь на внутреннюю. При спусках по участкам слаломных трасс с частыми воротами, расположенными по линии падения склона, лыжники применяют такие П., при к-рых изменение направления осуществляется преимущественно за счет входа, т. е. энергичного "выталкивания" задников лыж. Слаломисты сейчас широко применяют эти П. В разных странах им присваивали различные названия: ведельн (Австрия, Америка), годилль (Франция), вертикальные повороты (Польша), короткие махи (Германия), мамбо (Америка), стюп-христиания (Норвегия), - хотя по исполнению все они основаны на одних и тех же принципах и отличаются лишь в деталях.

Выбор способа П. зависит от условий спуска, а также от инвентаря, используемого спортсменом. Выполнение П., описанного выше, предусматривает применение слаломного инвентаря. В лыжных гонках, где пользуются неокантованными лыжами и рантовыми креплениями, при выполнении П. лыжи располагаются более широко, используются лыжные палки (для разгона и сохранения равновесия). В туризме лыжник обычно движется с грузом, высокой скорости передвижения не требуется, поэтому П. в этом случае чаще всего выполняют рулением, "плугом" и из упора.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1962. 388 с.




Поворот переступанием можно разучивать на плоском месте. Отставляя в сторону палки, слегка приподнимая носки и следя за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, делают поворот. Переступать начинают с той ноги, которая ближе к направлению пред­полагаемого поворота. Шаги должны быть обычными - не большими и не маленькими. Поворот переступанием выполняют как вокруг задников, так и вокруг носков лыж .



Разворот прыжком выполняется очень просто. Не опираясь палками в снег, нужно присесть, подпрыгнуть на месте и, подогнув колени, оторвав лыжи от снега, рывком повернуть их в желаемом направлении. Прыгать вверх следует ровно настолько, насколько необходимо, чтобы совершить поворот. При сильном прыжке лыжи пройдут больший путь, чем нужно, а при слабом - зацепятся за снег. В том и другом случае можно легко потерять равновесие и упасть. Разворот прыжком на 90° можно сделать с опорой на палки, поставить их надо так, чтобы они не мешали развороту. Для разучивания разворотов на месте необходимо выбрать ровную площадку, с более или менее утоптанным снегом, и, конечно, там, где вы никому не будете мешать.



Разворот махом позволяет поворачиваться значительно быстрее, чем переступанием. Кроме того, разворот махом - часто единственный способ развернуться на узкой лыжне или на крутом склоне. Для этого вес тела переносят на одну лыжу, допустим правую, левую же ногу с лыжей разворачивают носком вверх и ставят на лыжню в обратном направлении. Поворачиваясь вокруг левой ноги кругом, приставляют правую лыжу. При выполнении этого разворота необходимо следить за тем, чтобы лыжные палки не попадались на пути ваших лыж .



Поворот переступанием - один из самых распространенных в лыжных гонках. Он применяется как на склоне, так и на ровном участке после выката. Существует два вида поворотов переступанием с внутренней и с наружной лыжи. Поворот переступанием с внутренней лыжи наиболее распространен. Он применяется при передвижении на лыжах по пересеченной местности. Этот поворот позволяет изменить направление движения, не только не теряя скорости, но в некоторых случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания наружной лыжей. Он выполняется следующим образом: спускаясь по склону в основной стойке, лыжник переносит все тело на наружную лыжу, а внутреннюю, разгруженную от веса тела, отводит носком в сторону и, перенося на нее вес тела, энергично отталкивается наружной лыжей, предварительно закантовывая ее на внутреннее ребро. Затем наружная лыжа быстрым движением приставляется к внутренней.



Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре.



Поворот «плугом» применяется на склонах средней крутизны с мягким неглубоким снежным покровом на небольшой скорости, и, если есть необходимость, в процессе поворота можно погасить лишнюю скорость. Для начала поворота лыжник принимает положение «плуга»; затем, поставив внешнюю лыжу на внутреннее ребро и немного выводя ее вперед, переносит на нее массу тела (для поворота влево загружается правая лыжа и наоборот). Лыжник движется по дуге поворота, пока сохраняется принятое положение. В зависимости от скорости спуска и величины препятствий изменяется и скорость движения лыжника при изменении глубины стойки. Загружать лыжу необходимо медленным и плавным движением, отводя туловище в сторону, противоположную повороту, и слегка закручивая его в сторону поворота. Большее отведение пятки лыжи в сторону, постановка лыжи круче на ребро и увеличение загрузки весом вызывают уменьшение радиуса поворота .



Поворот на параллельных лыжах выполняется на склоне или просеке без лыжни (на укатанном снегу) следующим образом. Спускаясь в основной стойке, лыжник при разгоне несколько сгибает ноги и вслед за этим сразу выпрямляется с последующей «блокировкой» в коленных, голеностопных и тазобедренных суставах в момент остановки после выпрямления. В данный момент значительно уменьшается давление лыж на снег («облегчение») и лыжник входит в поворот, выталкивая лыжи пятками в сторону; этому помогает активное вращение туловища навстречу движению пяток. Далее, войдя в поворот, лыжник при движении по дуге сразу ставит лыжи на внутренние ребра, а масса тела больше переносится на наружную лыжу, внутренняя лыжа выдвинута несколько вперед.

Прежде чем приступить к разучиванию отдельных способов передвижения на лыжах, необходимо определить последовательность в их разучивании. Нижеуказанная последовательность не является обязательной. В зависимости от снежных и температурных условий она может быть изменена.

Повороты на месте: переступанием (вокруг носков и пяток лыж), махом (направо и налево), прыжком (без опоры и с опорой на палки)



Ходы и переходы с хода на ход: одновременный бесшажный ход, попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, одновременный двухшажный ход, попеременный четырехшажный ход, переход с попеременного двухшажного хода на одновременные ходы и с одновременных ходов на попеременный ход.

Подъемы: попеременным ходом (ступающим, скользящим, бегом - прямо и наискось), лесенкой (прямо, наискось, зигзагом), полуелочкой (наискось), елочкой (прямо).

Спуски: основная стойка (прямо и наискось), высокая стойка (прямо и наискось), низкая стойка (прямо). Переходы из одной стойки в дру­гую, изменение стойки в связи. с расположением тела над опорой (передняя, задняя или переднезадняя стойка) и с широкой и узкой постановкой лыж.
Торможения: плугом (прямо), упором (наискось вправо и влево), соскальзыванием, палками (одной и двумя).

Повороты: переступанием, упо­ром, плугом, из упора, ножницами, на параллельных лыжах.

Преодоление препятствий: рас­положенных ниже и выше поверх­ности снега и в глубине.

Падение и вставание: преднаме­ренное падение как крайняя необхо­димость остановки на спуске перед препятствием и вставание.

Попеременный четырехшажный и одновременный двухшажный ходы и подъем елочкой, лесенкой, торможение плугом в современных гонках почти не применяются. Но эти способы передвижения приме­няются в походных условиях; при использовании лыж как средства активного отдыха и в других специальных условиях.

Методы обучения приемам и способам передвижения на лыжах не являются строго обязательными. Различная степень предварительной подготовки обучающихся или другие причины могут внести свои коррективы в методы обучения и при разумном изменении изложенных методов не будут являться нарушением педагогического процесса.

Обучение поворотам на месте не требует много времени. Они в основном изучаются в начальном этапе обучения одновременно с освоением подготовительных упражнений.

Ошибки: при перестановке лыжи каблук ботинка отрывается от грузовой площадки; тяжесть тела недостаточно уверенно переносится на опорную ногу; переносимая лыжа целиком отрывается от снега, что приводит к скрещиванию лыж; переступание выполняется на напря­женно-выпрямленных ногах.

При изучении поворота махом надо переносить лыжу маховым движением и ставить плотно на снег; на ровном месте - пла­шмя, а на склоне - на ребро, чтобы лыжа не соскользнула вниз. Палки следует переносить так, чтобы они не мешали переносу лыж. При всех поворотах махом, особенно на склоне, необходимо обращать внимание на постоянное сохранение трех точек опоры. Поворотам махом обучают сначала на ровном месте направо и налево, а потом на склоне.

При обучении повороту прыжком с палками надо следить, чтобы в момент поворота ноги сгибались в коленях, резко подтягивались кверху при сильной опоре руками на палки и наклоне туловища вперед. Ошибками являются: отсутствие приседания перед прыжком и как следствие этого короткий взлет с выпрямлением ног; недостаточный. поворот лыж в воздухе; неправильное приземление, приводящее к падению.

вокруг задников и носков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка поднимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25-30◦. Поворот махом в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. Этот поворот можно выполнять направо или налево на 180◦. Поворот прыжками , и особенно поворот в движении (рулением, махом), в работе с дошкольниками не используется

Подъемы по направлению движения различают подъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения - попеременным ходами (скользящим и ступающим шагом), “лесенкой”, “полуелочкой”, и “елочкой”. На пологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Детям дошкольного возраста доступен подъем “полуелочкой”. В этом случае лыжа ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра. Подъем “елочкой” для дошкольников не рекомендуется.

Спуски - можно выполнять прямо и наискось из исходных положений - в основной, высокой, низкой стойках. Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая-для увеличения скорости, высокая – на пологих склонах для отдыха мышц ног.

Торможение - выполняется “плугом”, “упором” (“полуплугом”), и боковым соскальзыванием. При торможении “плугом” лыжник смыкает носки лыж и разводит задники. Лыжи ставятся на внутренние ребра. Применяется “плуг” для торможения на пологих склонах. Торможение “упором” (“полуплугом”) применяется на равнине после проката и на “косом” спуске. Вес тела переносится на одну лыжу, другая лыжа ставится под углом, задником наружу. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются.

Основные методы обучения детей ходьбе на лыжах являются:

● наглядные- показ физических упражнений, слуховые, зрительные, непосредственно помощь воспитателя и других

словесные - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда

практические методы - повторение движений, применение элементов соревнования, при котором осуществляется органическая взаимосвязь между первыми и вторыми сигнальными системами.

Хорошо использовать образные сравнения, имитации, когда дети не просто выполняют движения, стараются подражать определенному образцу. Особое место занимают предметные ориентиры с целью регулирования движений в пространстве.

Большая роль отводится воспитателю, он должен не только хорошо представлять себе движения в целом, но и уметь выполнять его правильно и красиво. Лучше всего занятия проводить в средней климатической полосе занятия проходят при температуре воздуха -8-12 С◦, полном безветрии и сухом, рассыпчатым снеге. Нередко при температуре воздуха -3-5С◦ и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможным, так как сильный ветер способствует потере тепла организмом. Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается пульс, дыхание, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам.

Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег-это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет их ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают .

Лучшее время для ходьбы на лыжах с детьми – 10-12 часов дня. Занятие в эти часы (часы прогулок) укладывается в режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки проводятся в это же время.

С детьми 4 лет занятие проводится вначале подгруппами по 10-15 человек, постоянно вовлекаются все дети.

Возрастная группа

Продолжительность занятий, в минутах

Число занятий в неделю

Общее число занятий за зимний сезон

Младшая группа

Подготовительная к школе

Необходимо большое внимание уделить выбору площадки для занятий. Лучшее место для этого - парк, сквер, лесная поляна, защищенная от ветра, или участок детского сада. На этом участке надо сделать лыжню-100-150 метров с закругленными углами. Желательно иметь здесь же небольшой склон спусков. На учебном склоне должно быть место для спуска и на расстоянии 3-5 метров от него - подъема.

Если занятия проводятся на учебной лыжне, то воспитатель находится в середине круга, а если на склоне, то место воспитателя на середине круга.

Занятие состоит их трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое “разогревание” организма. Предварительно “разогревание” позволяет ребенку быстрее овладеть “чувство лыж” и “чувство снега”, является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус.

Задачами основной части занятия является обучение элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, в основной части дети шести лет ходят по лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротцами, ходьба с приседанием, с хлопками, поворотами, скольжением и перебежкой). Занятие строится с учетом нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры лыжника: “кто скорее до флажка?”.

Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа .



error: Контент защищен !!