Что такое лыжная подготовка. Лыжный спорт

Способы лыжных ходов

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, стойки спусков, способы подъемов, повороты на месте и в движении, способы торможений, прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнения на лыжах, преодоление неровностей при спуске.

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук и количеству шагов в цикле хода

Коньковый ход, который при определенных условиях (хорошее скольжение и достаточно твердо укатанный снег) позволяет развить высокую скорость. Этот ход не является новинкой. Появление пластиковых лыж, улучшение скольжения и более качественная подготовка лыжни расширили диапазон его применения. Отличное владение техникой этого хода позволяет сильнейшим лыжникам-гонщикам при определенных условиях развить высокую скорость передвижения, выше, чем при применении "классических" лыжных ходов. Существуют следующие виды конькового хода:

· одновременный двухшажный коньковый ход,

· одновременный одношажный коньковый ход,

· полуконьковый ход,

· попеременный двухшажный коньковый ход.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные - переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные - прямой переход, переход с прокатом. Перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены. При использовании коньковых ходов также применяются различные варианты переходов с хода на ход.

Преодоление подъемов и спусков

В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы). Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов, а также наличия неровностей и посторонних предметов на трассе спуска. Стойки центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется в степени сгибания туловища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая и низкая. Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.

Основная (средняя) стойка наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчива, не утомительна и удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей склона. В основной стойке в зависимости от условий спуска, при изменении на склоне условий скольжения легко переместить ОЦТ вперед или назад, а также принять более высокую или низкую стойку.

По ширине ведения лыж при спуске различают нормальную, широкую и низкую стойки, возможен также спуск в выпаде. В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: "аэродинамическая", стойка "отдыха"; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, "яйцо", "болид", "ракету". Все указанные стойки применяются при прямом спуске со склонов различной крутизны и рельефа, большая часть из них используется и при спуске наискось. В этом случае лыжник расположен боком к склону. Это приводит к изменению позы и характера ведения лыж по снегу, что позволяет избежать соскальзывания лыж вниз по склону.

При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), "елочкой", "полу ёлочкой", "лесенкой". Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом. Выбор способов передвижения в подъемы зависит от крутизны склона, условий скольжения и сцепления лыж со снегом, технической и физической подготовленности лыжника, а также от качества подготовки лыжни и глубины снежного покрова (в туристских походах). В лыжных гонках для преодоления подъемов чаще всего применяется попеременный двухшажныи ход. При хорошем скольжении и на подъемах малой крутизны попеременный двухшажныи ход по технике мало чем отличается от передвижения по ровному участку, но с увеличением крутизны (до 4-12°) в характеристиках движений появляются заметные изменения.

При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов оказывают влияние не только их крутизна, но в значительной мере сцепление лыж со снегом.

«Лыжная подготовка »

Уроки лыжной подготовки в IV-VI классах в безветренную погоду можно проводить при температуре не ниже -20°, при слабом ветре (не более 2 м/с) - не ниже -15°. В северных районах, где влажность воздуха значительно меньше и население более привычно к холодам, эта температура может быть понижена на 5°, в южных районах - примерно на столько же повышена. Сдваивать уроки не рекомендуется, так как это существенно снижает результаты обучения и развития двигательных качеств школьников. Это допускается только при том условии, если вблизи школы нет мест, пригодных для занятий лыжной подготовкой.

Учитель должен следить за тем, чтобы дети правильно одевались для уроков лыжной подготовки. Обязательный комплект: теплое белье, свитер, шерстяная шапочка и варежки. В ветреную погоду следует надевать непродуваемую куртку. Ботинки должны быть настолько просторными, чтобы можно было надеть две пары носков. При низкой температуре учащиеся должны следить друг за другом и сразу сообщать о замеченном побелении кожи лица. Огромное значение имеет правильная подгонка ботинок к креплениям и креплений к лыжам.

Во избежание травм следует осторожно передвигаться по глубокому снегу, обледенелым участкам и между кустов. Спускаться с гор нужно только по указанию учителя, поочередно, соблюдая установленную дистанцию. Подниматься в гору после спуска можно в определенном месте, ни в коем случае не пересекая путь спускающихся в это время лыжников.

Попеременный двухшажный ход. При разучивании техники попеременного двухшажного хода рекомендуется использовать следующие имитационные упражнения без лыж, а затем и на лыжах:

1. Ходьба короткими шагами на полусогнутых ногах. Упражнение выполняется без лыж на небольшом подъеме в гору (2-49). Ноги должны быть расслаблены; они выносятся вперед маховыми плавными движениями. Это упражнение полезно для выработки толчка и последующего махового свободного переноса ноги с мягкой постановкой на грунт.

Для разучивания координации движений ног и рук это же упражнение выполняют в разных условиях, например при подъеме по склону наискось с движениями рук, с палками, которые берут за середину.

2. Махи ногой на месте. Стоя на полусогнутой ноге, другой ногой и руками делают согласованные маховые движения вперед-назад. То же, но после 3-4 маховых движений делают небольшой выпад вперед.

3. Заключительный толчок стопой. В положении выпада делают сильный толчок стопой за счет распрямления ноги в голеностопном суставе.

4. Ходьба полными шагами с движениями рук. Сначала без палок. Махи руками и ногами должны быть ненапряженными, а отталкивание ногой - достаточно быстрое. Затем это же упражнение проделывают уже с палками; необходимо следить за правильностью отталкиваний.

5. Движение на лыжах без толчков палками. Продвижение вперед производится только за счет наклона туловища, надавливания им на руки. При одновременном отталкивании руки почти не меняют своего положения.

6. Туловище держат неподвижно, продвигаются вперед только за счет попеременных толчков руками.

7. Передвижение за счет попеременного отталкивания руками и наклона туловища.

Разучивание техники движений при попеременном двухшажном ходе требует ее анализа по следующим периодам: скольжение и отталкивание.

В скольжении выделяют три фазы: свободное скольжение на лыже, началом которого можно считать отрыв толчковой ноги от снега, а окончанием - постановку на снег палки (рис. 1); выпрямление опорной ноги, которое начинается, как только палка станет на снег, а заканчивается, когда нога максимально распрямится в колене; подседание, следующее после окончания распрямления ноги и завершающееся к моменту, когда каблук ботинка толчковой ноги оторвется от лыжи.

Отталкивание ногой имеет две фазы: разгибание ноги в тазобедренном суставе, но продолжающееся сгибание в коленном, продвижение тела вперед над местом остановки лыжи (характерным моментом служит начало отрыва каблука ботинка толчковой ноги от лыжи, а моментом завершения - начинающееся разгибание ноги в коленном суставе); выпрямление толчковой ноги, заканчивающееся к моменту отрыва толчковой ноги с лыжей от снега.

Рис. 1

В фазе свободного скольжения наиболее типичными ошибками являются: слишком высокая посадка - опорная нога настолько выпрямляется, что передвижение происходит почти на прямых ногах; стопа или колено опорной ноги чрезмерно выдвигаются вперед; туловище слишком наклонено вперед, ноги прямые; резкое выпрямление туловища; слишком длительное скольжение, затянутое, со значительным снижением скорости к его концу; маховая нога с лыжей ставится на снег преждевременно.

Причины этих ошибок чаще всего кроются в предыдущей фазе движения - отталкивании. Надо, чтобы ученик отталкивался активно и направлял силу толчка вдоль оси тела, а не вверх; палку следует ставить на снег раньше, чем окончится скольжение, и энергично надавливать на нее весом тела. Иногда можно посоветовать уменьшить выпад, если ученики делают его утрированно, все движения производить свободнее, естественнее, динамичнее. Чтобы отучить от двухопорного скольжения, которое возникает в результате раннего опускания на снег маховой ноги и ранней загрузки лыжи, следует дать упражнения на равновесие и повторить все те упражнения, которые использовались скользящего шага (с руками за спиной и т. д.).

Следующий момент, на который надо обращать внимание,- выпрямление опорной ноги, завершающее фазу скольжения на ней. Здесь наблюдаются такие ошибки: сохраняется низкая посадка фазы скольжения, стопа опорной ноги почти не выдвигается вперед (а она должна это делать), тело лыжника не приподнимается; маховая нога излишне сгибается в колене, стопа отстает от колена, в то время как они должны проноситься равноускоренным маятникообразным движением; учащиеся слишком сгибают толчковую руку, при этом кисть находится высоко, а не опускается и туловище не участвует в движении отталкивания - лыжник давит не плечом на палку, а только рукой.

Пути исправления этих ошибок - следить, чтобы колено не выдвигалось вперед - голень должна быть под прямым углом к лыже; палку ставить выпрямленной рукой, нажимать на нее с наклоном туловища в ее сторону (но не утрированно); мах ногой делать свободней, чтобы стопа не отставала от колена.

В следующей фазе - подседания - надо следить, чтобы оно было направлено не только вниз, но и сочеталось с продвижением туловища вперед; маховая нога не должна быть излишне согнута. Прежде всего следует усилить отталкивание, тогда и все другие движения будут выполняться более энергично. При махе ногой бедро и голень должны быть «сблокированы».

Наиболее существенны в технике попеременного двухшажного хода ошибки - в фазе отталкивания. Это запоздание переноса тяжести тела вперед и слишком раннее отталкивание, которое при этом получает направление больше вверх, чем по оси тела («подпрыгивающий ход»); неполное распрямление ноги в коленном и в голеностопном суставах, следствием чего является незавершенный толчок ногой; медленный, вялый толчок; незаконченный толчок рукой - только до бедра; излишние повороты туловища; резкая (броском) загрузка лыжи при переносе на нее тяжести тела. Эти ошибки можно исправить путем упражнений, вырабатывающих более ранний и сильный нажим на палку, законченный резкий вынос вперед маховой ноги, быстрое и полное распрямление ноги. Упражнения можно делать без лыж и на лыжах.

Нужно исправлять ошибки, выраженные в меньшей степени, поскольку, делаясь привычными, они могут со временем усилиться. К ним относятся: неправильный вынос палок (с забрасыванием кистей рук к груди или в стороны), руки излишне напряжены; руки подняты слишком высоко; палки ставят далеко от лыжни; раскачивание туловища;- слишком опущена или высоко поднята голова, общая скованность движений; при движении назад - вверх после толчка нога не расслаблена.

Обучение этому ходу начинают с рассказа о том, чем характеризуются одновременные ходы, каковы их виды и применение. Основу одновременных ходов составляет сильный толчок руками, после него следует скольжение по инерции на обеих лыжах, поставленных рядом. По количеству шагов до отталкивания руками различают одношажный и двухшажный ходы. Ход, при котором шагов не делают, называется бесшажным.

Одновременные ходы применяются при хорошем скольжении, когда для палок есть достаточная опора в снегу. Основная нагрузка приходится на мышцы рук и туловища. Эти мышцы устают быстрее, чем мышцы ног, поэтому обычно этот способ чередуют с попеременным двухшажным ходом.

Одновременный двухшажный ход в условиях хорошего скольжения, при движении по горизонтальной лыжне является одним из самых эффективных. Правда, в крупных соревнованиях, когда лыжники идут по специально укатанной лыжне, пользуются только пластиковыми лыжами и отличными мазями, главным образом используют одношажный ход. Но для школьников и для менее подготовленных взрослых лыжников двухшажный ход легче. Рекомендуется продемонстрировать его технику при помощи или кинограммы (рис. 2):


Рис. 2

1. Первый шаг и вынесение палок (1-3): остановка лыжи, перекат, подседание (элементы подготовки к отталкиванию ногой) и вынесение рук вперед; толчок ногой, перенесение тяжести тела на другую ногу, а также вынесение палок вперед; скольжение на опорной ноге, руки остаются чуть согнутыми, кисти на уровне глаз, палки могут продолжать маятникообразное движение.

2. Второй шаг и постановка палок на снег (4-5).

3. Отталкивание двумя палками и приставление ноги: мах вперед, затем торможение (6 - 7).

4. Отрыв палок от снега и скольжение на двух лыжах (8).
После демонстрации и объяснения техники желательно без лыж проделать с детьми следующее имитационное упражнение. Приняв позу скольжения на двух лыжах, учащиеся делают шаг вперед, как при попеременном ходе, и выносят вперед руки. Шаг должен быть достаточно широким. Затем делают второй шаг и как можно больше вытягиваются вперед вслед за руками. Одновременно с приставлением ноги после второго шага нужно имитировать толчок палками, как при одновременном двухшажном ходе. Выполняя это упражнение повторно, особое внимание обратить на первый скользящий шаг с выносом рук. Шаги нужно делать с имитацией переката, подседания, законченного выпрямления толчковой ноги, распрямления ее в голеностопном суставе, махового выноса другой ноги.

На снегу движения производятся в той же последовательности. Учащиеся принимают позу скольжения на двух лыжах, на счет «раз» делают скользящий шаг левой ногой и, выпрямляясь, выносят палки вперед; на счет «два» делают шаг правой, ставят палки на снег; на счет «три» отталкиваются палками и приставляют в конце толчка левую ногу к правой. При обучении надо следить, принимают ли учащиеся правильную позу («посадку»), достаточно ли активно отталкиваются палками, правильно ли согласуют работу рук и ног.

Посадка, как при скольжении, так и при отталкивании должна быть достаточно низкой (но не чрезмерно, так как это утомительно), шаги широкими, равной длины. Лыжу следует ставить на снег только тогда, когда маховая нога поравняется с опорной.

Нужно следить, чтобы дети выносили палки вперед одновременно и ставили недалеко от лыжни. Палки можно выносить кольцами вперед, чтобы иметь более длительную опору и более плавно отталкиваться, или ставить ближе к носкам ботинок, под острым углом, чтобы отталкиваться быстрее и резче. Это обычно делают при значительной скорости, в движении под уклон. Надо следить, чтобы дети не начинали опираться на палки и отталкиваться слишком рано, когда они еще мало наклонены. Отталкиваться надо не столько за счет силы рук, сколько мышц туловища. После отталкивания руками следует выпрямлять тело плавно, вес распределять равномерно на всю стопу. Значительное отклонение на пятки считается ошибкой.

При оценке техники выполнения одновременного двухшажного хода в IV классе существенными ошибками надо считать: слабые толчки ногами и недостаточно широкие шаги; при первом шаге и при приставлении ноги после второго шага маховая нога рано опускается на снег; слишком раннее отталкивание палками, когда они еще недостаточно наклонены; неэнергичное отталкивание палками; после отталкивания руки и палки не составляют одну прямую линию.

Такие ошибки, как неодновременное отталкивание палками, постановка их далеко в стороне от лыжни, неплавное выпрямление туловища, отклонение назад и т. д., на первом году обучения существенными ошибками не считаются, но и их надо по возможности исправлять.

Подъем «полуелочкой» (рис. 3).

На этот способ переходят при подъеме на достаточно покатый склон, еще чаще он используется при движении наискось по склону. Одну лыжу (при подъеме наискось - нижнюю) слегка отводят носком в сторону и ставят на внутреннее ребро. Рис. 3

Эти движения легко усваиваются, но могут встречаться ошибки: чрезмерное (или, наоборот, недостаточное) отведение носка; большой наклон туловища и малый наклон голеней; слабое отталкивание палкой с неполным распрямлением руки; короткие шаги; наступание задней частью одной лыжи на другую.

Спуск в основной и в высокой стойке. Основной стойке спуска школьников обучают в начальных классах. Учащиеся должны научиться пользоваться высокой стойкой, которая обеспечивает хороший обзор пути и амортизацию толчков при спусках по неровной лыжне, а также позволяет несколько снизить скорость благодаря большей площади сечения тела, чем при основной стойке. Смена основной стойки на высокую позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спине.

Разучивают высокую стойку сначала на месте, затем во время движения по пологому длинному склону, потом по более короткому, но сильно покатому. В таком же порядке проводятся упражнения для совершенствования равновесия: спуск на одной лыже (другая приподнята над снегом); спуск с подниманием на ходу веточек, флажков. Даются также упражнения на точность: спуск с прохождением узких ворот, спуск парами. Во время всех упражнений учащиеся должны обязательно держать палки кольцами назад. Руки для балансирования можно развести на ширину плеч или чуть больше.

Тем ученикам, которые держатся неуверенно, боятся сделать лишнее движение, чтобы не упасть, рекомендуется делать энергичное отталкивание палками.

В ходе занятий лыжники закрепляют навыки спуска с гор в более трудных условиях - на склонах переменной крутизны, с переменным снежным покровом. Для повышения устойчивости стойки можно выдвинуть одну ногу немного вперед и несколько шире расставить лыжи.

Существенные ошибки: стойка малодинамична; палки держат кольцами вперед. Мелкие ошибки: стойка широка; руки подняты высоко; случайные потери равновесия.

Важно научить школьников не только спускам по прямой лыжне, но и прохождению поворотов (рис. 4). Рис. 4

Поворот по лыжне - это наиболее простой вариант поворота на параллельных лыжах, потому что лыжнику не приходится бороться со сносом лыж в сторону. Лыжи скользят по накатанной лыжне, как по рельсам. Внимание должно быть направлено главным образом на сохранение равновесия, для чего следует наклониться внутрь поворота и, если надо, выдвинуть ближнюю к центру поворота ногу чуть вперед. Следует научиться быстро и точно принимать необходимый наклон, когда спуск происходит с большой скоростью и по довольно крутой дуге, иначе лыжника выбросит из лыжни, так как проскальзывание в сторону невозможно, как невозможно и изменение ширины расстановки лыж. Для выработки навыка своевременной реакции, принятия правильного положения тела необходимы упражнения при разной скорости спуска, большей или меньшей дуге поворота, широкой, узкой и глубокой лыжне.

Существенные ошибки: низкий присед и сильное отклонение туловища назад; излишний или недостаточный наклон туловища; вынесение палок кольцами вперед. Мелкие ошибки: поворот лицом к центру дуги поворота; широкий разброс палок.

Торможение упором двумя лыжами («плугом»). Вначале учитель рассказывает о применении этого способа: он используется главным образом при движении по линии спада на не очень крутых склонах.

Выбрав подходящий ровный склон (крутизной 5-10°), разучивают стойку «плуга» на верху склона; затем учащиеся спускаются со склона в этом положении; далее выполняют «плуг», проехав сначала 5-10 м без торможения для набора скорости; в заключение проезжают склон, несколько раз меняя разведение лыж (от узкого до широкого).

Наблюдая за выполнением упражнений, учитель должен обращать внимание на следующие моменты: носки лыж должны быть близко сведены и удерживаться силой ног на одной линии; задние части лыж разводятся в стороны плавно; колени сближаются, голени наклоняются вперед - внутрь (это недолжно вызывать слишком большого напряжения мышц, иначе стойка становится неуверенной).

Существенные ошибки: недостаточное разведение пяток лыж в стороны; разведение их рывком; носки лыж не сближены, перекрещивание передних частей лыж. Грубейшей ошибкой считается вынесение палок кольцами вперед, так как лыжник может на них случайно наткнуться и получить серьезные повреждения. Мелкие ошибки: выдвижение несколько вперед носка одной из лыж относительно другого и нарушение прямолинейности спуска; случайная потеря равновесия.

В дальнейшем для закрепления навыков торможения «плугом» учитель выбирает на учебных дистанциях соответствующие участки спуска и контролирует правильность торможения.

Поворот на месте и в движении переступанием. Повороты на месте переступанием вокруг пяток (рис. 5) и вокруг носков лыж несложны, но желательно отработать их еще раз до полной автоматизации. Повороты переступанием в движении выполняются двумя способами - на внутреннюю и на внешнюю (по отношению к центру поворота) лыжу. Рис. 5

В первом случае (рис. 6) лыжник переносит тяжесть тела полностью на наружную лыжу, слегка подседает и наклоняется во внутреннюю сторону поворота. После этого отталкивается внешней лыжей, переносит другую над снегом в новое направление, отводя носок в сторону, и переводит на нее тяжесть тела. В заключение остается только приставить внешнюю лыжу к внутренней. Если за один прием не удалось повернуться на необходимый угол, переступание повторяется несколько раз.

Обучение повороту переступанием рекомендуется начинать на выкате (горизонтальной площадке) после спуска с некрутого, но достаточно длинного склона (20-30 м). При этом дети легко выполняют поворот в ту и в другую сторону. Затем разучивают поворот «к склону» - из прямого спуска в спуск наискось; поворот «от склона» - из спуска наискось в прямой спуск; полный поворот, т. е. из спуска наискось в одном направлении в спуск наискось в противоположном направлении. Рис. 6

Типичные ошибки: ученик неуверенно отрывает от снега лыжу, которую должен переставить в новое направление, и торопится перенести на нее тяжесть тела; сильно приседает и отклоняется назад («садится на пятки»); не наклоняется в сторону и вперед, что приводит к потере равновесия; слабо отталкивается от внешней лыжи или запаздывает с приставлением внешней, в результате чего лыжи разъезжаются.

После овладения учащимися основами техники поворот разучивают на большей скорости, по более крутой дуге, на более глубоком снегу.

Поворот переступанием на внешнюю лыжу (рис. 7) применяется реже - преимущественно для перехода из спуска по склону наискось на небольшой скорости в спуск прямо по лини Рис. 7

Попеременный двухшажный ход. Разучивают основы рациональной техники этого хода как по элементам, так и в целом. В первом случае на уроке ставят задачу отработать какой-либо один важный момент. Лучше всего начать с фазы отталкивания, потом перейти к свободному скольжению (и другим фазам) и закончить опять отталкиванием. Во втором случае учитель анализирует технику движений каждого лыжника, наблюдая группы на учебных кругах или учебной дистанции. Он делает общие замечания группе и отдельные указания ученикам, ставит перед каждым задачи на следующие уроки.

В фазе отталкивания главными моментами являются: ускоренный маховой вынос свободной ноги к концу выпада, распрямление тела «на взлет», законченное отталкивание лыжей и рукой.

В последующей фазе свободного скольжения важно полностью использовать короткое время движения по инерции для некоторого отдыха мышц, но не слишком затягивать время скольжения, к концу вынести палку вперед и примерно под углом в 70° воткнуть в снег.

Далее следует фаза скольжения с выпрямлением опорной ноги, оканчивающаяся подседанием. Самый важный момент здесь - энергичный нажим на палку с целью поддержания скорости продвижения тела вперед. При этом лыжник несколько приподнимается.

Скольжение с подседанием - эта фаза одна из важнейших. Не делая подседания на толчковой ноге, невозможно оттолкнуться с полной силой. Продолжая отталкивание палкой, лыжник заканчивает скольжение на лыже и начинает перекат - активное продвижение вперед туловища над опорной ногой. Главными задачами в этой фазе считают: быстрое подседание, быстрый вынос вперед маховой ноги и свободной руки, резкая остановка лыжи.

Последняя фаза перед активным отталкиванием - выпад с подседанием. Толчковая нога завершает подседание, а маховая ускоренным движением выносится вперед. Лыжа маховой ноги, скользя по снегу, начинает принимать на себя переносимую с толчковой ноги тяжесть тела. Это все создает готовность к последующему отталкиванию.

Одновременный одношажный ход. Вначале учитель показывает ход в целом, потом объясняет и выделяет фазы. Скользя на лыжах, лыжник выносит вперед плавным движением обе палки, переносит тяжесть тела к носкам и почти полностью на одну ногу (рис. 8). Из этого положения, немного подсев, он отталкивается ногой, делает выпад на другую ногу и переносит на нее тяжесть тела (при этом начинает опускать палки на снег). К окончанию толчка ногой палки должны стоять чуть наклонно вперед. В конце цикла лыжник отталкивается обеими палками и приставляет ногу.

Отталкиваться можно или одной ногой, или поочередно меняя ноги (последний способ предпочтительней).

В начале обучения рекомендуется проделать следующее имитационное упражнение без лыж. Из стойки на чуть согнутых ногах выпрямиться, перенести тяжесть тела на носки, затем на одну ногу. Оттолкнувшись этой ногой, сделать выпад на другую, имитируя скользящий шаг, немного задержаться, потом имитировать толчок обеими палками и одновременно приставить ногу.


Рис. 8

Далее занятия чередуют на учебном кругу и на лыжне. Чаще всего ошибкой бывает короткий толчок ногой и, следовательно, короткий скользящий шаг. Также можно наблюдать слабый незаконченный толчок палками и короткий прокат на обеих лыжах. Некоторые учащиеся поздно начинают отталкиваться палками - когда резко снизилась скорость от толчка ногой, а иногда даже после того, как приставили ногу.

Исправляя ошибки, учитель, прежде всего, обращает внимание на усиление толчка ногой, т. е. на удлинение скользящего шага и на увеличение проката после толчка руками.

Разучивают одновременный одношажный ход вначале на пологом спуске (1-2°). Упражнение выполняют под счет: «раз» - сделать шаг и поставить палки, «два» - толчок руками, «три» - приставить ногу. Основное внимание надо обращать на то, чтобы учащиеся сильно отталкивались ногой и руками, энергично приставляли маховую ногу.

Одновременный двухшажный ход. Последовательно отрабатывается техника каждого элемента движений ног, рук и туловища, а затем согласованность всех этих элементов в целом. Основное внимание надо обращать на то, чтобы оба шага были достаточно длинны и примерно одинаковы (второй обычно на несколько сантиметров больше, так как второе отталкивание немного продолжительнее первого). Отталкивание руками должно быть энергичным, оно занимает 25% времени рабочего периода и создает финальное усилие, обеспечивающее достаточно продолжительный прокат (до 30% времени всего цикла движения). После отталкивания руки и палки должны составлять почти прямую линию, что служит показателем завершенности усилий. К концу скольжения на обеих лыжах тело плавно выпрямляется.

Упражнения в совершенствовании одновременного двухшажного хода включают: прохождение отрезка 50-100 м за наименьшее число шагов, прохождение того же отрезка как можно быстрее, прохождение этим способом более длинных участков (до 200 м) под уклон (1-2°).

Существенные ошибки: нечетко выраженное движение подседания и перека та при толчках ног; постановка палок слишком далеко в сторону от лыжни; отталкивание преимущественно руками, толчки ногами вялые; палки удерживаются всеми пальцами (зажаты в кулаке); полное выпрямление ног в момент отталкивания; резкий и слишком низкий наклон туловища; слишком резкое выпрямление туловища после толчка палками; после толчка руками значительное отклонение туловища назад (на пятки). Более мелкие ошибки: случайная потеря равновесия и преждевременная опора на палки, задержка палок в заднем положении после толчка («волочение»).

Подъем «елочкой» (рис. 9). Способ «елочкой» применяют главным образом при подъеме в гору в прямом направлении (по линии спада склона) в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя - лыжи начинают проскальзывать назад. Именно такие условия и подбирают при обучении: склон 5-10° с не очень глубоким снежным покровом. Рис. 9

Учитель объясняет требования к правильному выполнению подъема «елочкой»: носки лыж должны быть достаточно разведены, лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали (это делается главным образом за счет наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные, с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением в конце отталкивания.

Наиболее частые ошибки: недостаточно круто ставятся лыжи на ребра (лыжи проскальзывают); ученики торопятся опустить лыжу на снег, не сделав еще достаточно широкого шага; слишком наклоняют туловище; слабо и не до-конца отталкиваются палками. Мелкие ошибки: неточная постановка палок, случайная потеря равновесия, нарушения координации вследствие недостаточной уверенности в движениях.

После овладения основами техники учитель ставит задачу пройти подъем как можно быстрее. Класс переходит с одного участка на другой. Крутизна подъема постепенно увеличивается и может быть доведена до 15-20°.

Торможение упором («полуплугом»). Как и при подъеме «полуелочкой», торможение упором применяют главным образом при движении по пологому склону наискось. Чтобы начать торможение, надо перенести тяжесть тела на лыжу, стоящую на склоне выше, а нижнюю (отводя ногу в сторону и поворачивая стопу пяткой кнаружи) поставить под углом и на ребро. Далее перенести на нее частично тяжесть тела. Принятое положение удерживать силой ног, преодолевая сопротивление снега. Чем сильнее надо затормозить, тем больше следует отвести лыжу пяткой, круче поставить на ребро и сильнее загрузить. Чтобы лыжи продолжали скользить в принятом направлении и не поворачиваясь, надо, чтобы верхняя (опорная) лыжа находилась круто на ребре. Такое ее положение естественно при спусках наискось.

Объяснив и показав на месте и в движении технику торможения упором (сначала в целом, потом по элементам и опять в целом), учитель предлагает далее следующие упражнения:

1. На пологом ровном склоне (стоя к нему боком) принять на месте стойку косого спуска, а затем отвести лыжу пяткой сначала в одну, потом в другую сторону.

2. Принять положение торможения упором после выката со склона на горизонтальный участок.

3. Затормозить в начале спуска сначала на небольшой, а потом на более высокой скорости.

4. При спуске наискось или прямо несколько раз выполнить торможение.

Существенные ошибки: выпрямленные ноги и наклоненное туловище; неравномерная загрузка упоровой лыжи, ее скачкообразное движение; широкое разведение носков лыж; недостаточная постановка опорной лыжи на ребро, выведение носка упоровой лыжи вперед и как следствие нарушение прямолинейности спуска или перекрещивание лыж. Менее существенные ошибки: широкое разведение палок; поворот лицом в сторону склона; излишнее отклонение тела назад («сидение на пятках»).

Поворот упором («полуплугом»). Выполняется по принципу руления лыжами. Ставя одну из лыж под углом к направлению спуска и несколько выдвигая носком вперед, лыжник плавно загружает ее весом тела (но большая часть веса остается все же на опорной лыже). При этом сила сопротивления снега начинает поворачивать обе лыжи, а вместе с ними и лыжника (рис. 10). Чтобы удерживать отставленную лыжу в нужном положении, лыжник должен прилагать определенные усилия на упор ею о снег. Поэтому поворот и называется упором. Рис. 10

Главные ошибки при выполнении этого поворота: малое выдвижение носка упоровой лыжи; слишком резкая ее загрузка.

Одновременный бесшажный ход. В этом ходе движения разделяют на два периода: подготовку к отталкиванию и отталкивание. Подготовка - это вынесение палок вперед и постановка их на снег. При этом вес тела переносят на носки. Отталкивание начинают

сразу после постановки палок на снег. Сначала лыжник надавливает на них, сгибая только туловище, а затем разгибает и руки.

Бесшажный ход применяют на небольших уклонах, если же скольжение очень хорошее, то и на горизонтальных участках. Обучение начинают на месте с имитацией движений. Затем выбирают участок лыжни с небольшим уклоном и там разучивают движения по элементам.

Основные требования: начинать выносить палки, когда скорость после предыдущего толчка еще резко не снизилась; обязательный перенос тяжести тела к носкам (перекат); постановка палок примерно под прямым углом (если скорость большая, под более острым); плавный, энергичный нажим на них с участием туловища; полное разгибание рук (руки и палки после толчка составляют одну линию); плавное выпрямление тела.

Для учащихся не представляет большого труда усвоить форму движений одновременного бесшажного хода, потому что еще

в начальных классах они обучались отталкиванию палками при спусках с гор. Труднее усвоить правильный характер усилий. У некоторых учеников толчок получается вначале резким, быстро ослабевающим и незавершенным (руки доходят только до бедер). При резком и раннем начале толчка (когда начинают давить на палки еще до того, как они получат нужный наклон) спина прогибается и лыжник как бы повисает на палках. Другая ошибка - вес тела передается на носки, но туловище не участвует в нажиме на палки, работают только руки. Иногда школьники после толчка излишне отклоняют назад туловище. Правильный ритм толчков палками также находят не сразу: некоторые излишне торопятся, другие редко отталкиваются.

Существенны следующие ошибки: слабый толчок палками (только руками, без участия туловища); отсутствие переката тела к носкам; неполное разгибание рук при толчке. Более мелкими ошибками можно считать: излишне широкую постановку палок; некоторое приседание при толчке; резкое выпрямление туловища.

Преодоление бугров и впадин. Приближаясь во время спуска к бугру, лыжник приподнимается, в момент наезда группируется, а, переехав бугор, вновь распрямляется (рис. 11). Приближаясь к яме, лыжник приседает, проезжая, выпрямляет ноги, в момент выхода вновь группируется.

Сначала разучивают в отдельности преодоление бугров и впадин, затем их сочетание при прямом спуске и спуске наискось с постепенным увеличением перепадов высоты и глубины этих неровностей.

Рис. 11

Наиболее существенные ошибки: несвоевременное изменение высоты стойки; потеря равновесия в переднезаднем направлении; вынесение палок кольцами вперед. Менее существенные ошибки: излишняя напряженность; потеря равновесия в боковом направлении; «волочение» палок.

Подъем «лесенкой» (рис. 12). С этим способом учащихся уже знакомили в начальных классах. Нужно следить, чтобы учащиеся особо энергично отталкивались нижней по отношению к склону ногой. При очень сильных толчках получаются не шаги, а скачки вверх - в сторону. Делая приставные шаги, следует ставить круто на ребра за счет наклона голеней и стоп. Если надо подняться по склону наискось, верхней ногой делается шаг не только в сторону, но и вперед. Верхней по склону рукой лыжник должен подтягиваться, а нижней отталкиваться (при помощи палок). Рис. 12

Поворот на месте махом (рис. 13). Делается в два приема: сначала одна из лыж махом поворачивается носком на 180°, затем к ней приставляется другая.


Рис. 13

Литература

Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей/. Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгакова, Н.Н. Власова и др.; Под ред. Г.П. Богданова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Просвещение, 1984. – 208 с., ил. – (Б-ка учителя физ. культуры).

Скачано с сайта www.zloy-fizruk.narod.ru

Этот способ передвижения имеет прикладное значение и применяется при ходьбе по глубокому снегу, через кустарник, при подъеме в гору, способствует развитию у детей «чувства снега и лыж».

При изучении ступающего шага решаются следующие задачи:

    закрепление перекрестной координации в работе рук и ног;

    овладение навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую;

    освоение положения туловища при передвижении на лыжах. Начинайте обучение с ходьбы на неглубоком снегу, затем на глубоком, обходя деревья и кустарники, а также с подъемов по пологому склону (до 5 °) прямо и по более крутому (до 8-10 наискось. Упражнения выполняются как с палками, так и без палок.

Скользящий шаг

Скользящий шаг является основой техники всех лыжных ходов, поэтому изучение и совершенствование его техники - главная задача начального этапа обучения.

Изучение скользящего шага начинается с выполнения имитации отдельных его фаз и положений.

Вначале необходимо ознакомить детей с посадкой лыжника; затем они принимают это положение стоя на месте. Следующим упражнением является имитация положения тела в фазе скольжения. Это упражнение выполняется поочередно на правой и левой ноге. Смена положений происходит медленно, в фазе скольжения необходимо сделать паузу. Следует обратить внимание на полный и мягкий перенос веса тела на опорную ногу.

После выполнения указанных упражнений ученики пробуют выполнять скользящий шаг в движении.

Начинать скользящий шаг можно из двух исходных положений:

    из положения посадки (ноги слегка согнуты в коленях, туловище немного наклонено вперед, голова прямо, руки опущены);

    после разбега ступающим шагом.

В процессе обучения целесообразно чередовать исходные положения для начала движения скользящим шагом.

В 1 классе при изучении скользящего шага основное внимание обращается на полный перенос веса тела с одной ноги на другую и одноопорное скольжение.

Для лучшего усвоения техники скользящего шага применяются следующие упражнения в движении:

    с небольшого разбега ступающим шагом длительное скольжение на одной лыже (до остановки), другая нога с лыжей отведена назад;

    длительное скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой лыжей или ногой без лыжи (самокат);

    скольжение скользящим шагом под пологий уклон;

    передвижение скользящим шагом на лыжне, размеченной ориентирами. Расстояние между ориентирами равно длине скользящего шага (постепенно длина увеличивается).

Все эти упражнения способствуют воспитанию чувства равновесия, освоению одноопорного скольжения и удлинению скользящего шага. Их следует выполнять в разнообразной форме: без палок с широкими взмахами рук; с палками, держа их за середину; заложив руки за спину.

Первоклассники при передвижении скользящим шагом после 4-5 шагов часто, соединив ноги вместе, скользят почти до полной остановки. Необходимо детей отучать от этой ошибки.

Лыжная подготовка во 2 классе

Лыжная подготовка во 2 классе начинается со строевых упражнений. На первом уроке повторяются различные подготовительные упражнения для воспитания «чувства лыж».

Поворот переступанием вокруг носков лыж - новый материал для второклассников. Он выполняется по команде «Переступанием вокруг носков лыж напра-во!» (налево).

Лыжник переносит вес тела на одну из лыж, а другую, отрывая пятку, отводит в сторону (носок лыжи остается на месте), и, перенося на нее вес тела, приставляет другую лыжу. Количество переступаний зависит от угла поворота. Этот поворот применяется наиболее часто в начале спуска, если лыжник стоит на середине склона, поперек него. Поворот переступанием вокруг носков лыж используется как подготовительное упражнение для изучения поворотов в движении.

При обучении этому повороту основное внимание обращается на своевременную перестановку палок вместе с одноименной лыжей.

Дальнейшее совершенствование скользящего шага является одной из важнейших задач уроков. Во 2 классе ставится задача полного его освоения и закрепления. Совершенствование техники скользящего шага проходит на хорошо подготовленном учебном круге.

Затем ученики совершенствуют навыки передвижения на извилистой лыжне при изменении направлений движения.

Основное внимание при совершенствовании техники скользящего шага обращается на направление отталкивания ногой - вдоль линии бедра и туловища, а также на маховый вынос ноги. Маховая нога при выносе не должна значительно сгибаться в колене. Следует обратить внимание на мягкую ее постановку на снег. К началу отталкивания маховая нога находится около опорной ноги.

Совершенствование на учебном круге чередуется с занятиями на склоне, где дети изучают подъём ступающим шагом.

Ученики после изучения ступающего шага на ровной поверхности легко осваивают подъем этим способом, только следует обратить внимание на хорошую опору на палки.

Палку ставят под углом, выносить далеко ее нельзя. Рука при толчке полностью выпрямляется. Для того, чтобы лыжи не проскальзывали, необходимо все время опираться хотя бы на одну из палок. С целью лучшего сцепления лыж со снегом необходимо прихлопывать ими по снегу.

Спуск в основной стоке .

Эта стойка применяется при спусках с гор различной крутизны. Она наименее утомительна и позволяет выполнять при спуске любые другие приемы (торможения, повороты). Кроме того, основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость при спуске.

При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены 10-15 см, ноги слегка согнуты, туловище немного наклонено вперед, руки опущены и несколько выведены вперед, палки держат кольцами назад и не касаются ими склона. Для устойчивости од ногу выдвигают вперед (в разножку) на 10-20 см.

При изучении этого способа спуска ученики вначале несколько раз принимают положение основной стойки, стоя на ровном месте. После показа учителя выполняют спуск по ровному некруто (до 4-5°) склону длиной не более 20 м. Постепенно крутизна склона на увеличивается до 10°.

В ходе изучения спусков на одном из первых уроков учитель должен научить школьников правильному способу падения на склоне. Перед падением надо присесть и мягко упасть (завалится) назад и в сторону; руки с палками широко разбросать в стороны, лыжи - поперек спуска.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура ».

Тема: «Лыжная подготовка ».

Введение

  1. Лыжная подготовка

1.1 Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки

1.2 Общие основы техники ходьбы на лыжах

1.3 Физиологическая характеристика лыжного спорта

1.4 Методы подготовки в лыжном спорте

  1. Лыжный спорт

2.1 Лыжные гонки

2.2 Биатлон

2.3 Горнолыжный спорт

2.4 Фристайл

2.5 Сноубординг

2.6 Прыжки с трамплина

2.7 Лыжное двоеборье

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами — один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах — на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках — успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).

Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование навыков в способах передвижения, строевых и боевых приемах на лыжах, развитие выносливости, воспитание настойчивости и упорства, закаливание организма.

  1. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

1.1 Основные цели, задачи лыжной подготовки.

В системе физической подготовки студентов важное место занимает лыжная подготовка. Передвижение на лыжах – отличное средство всесторонней физической подготовки и закаливания занимающихся.

Занятия по лыжной подготовке воспитывают такие физические качества, как выносливость, силу и ловкость, быстроту, смелость и решительность.

Систематические занятия расширяют функциональные возможности организма студентов, обогащают их разнообразными двигательными навыками.

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с пользованием лыжами.

Оздоровительное влияние лыжной подготовки определяется:

— благотворной обстановкой занятий (чистый морозный воздух, березовая роща);

— вовлечением в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц;

— активной деятельностью органов дыхания и кровообращения;

— возможностью легко регулировать нагрузку.

Занятия в учебных группах должны обеспечивать успешное решение общих задач, поставленных в программе физического воспитания студентов вузов, колледжей, техникумов и т.д.

  1. Сохранение и укрепление здоровья студентов, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических правил.
  2. Всестороннее физическое развитие и воспитание таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость.
  3. Обучение студентов способам передвижения на лыжах (лыжным ходом, подъемам, спускам, торможениям и поворотам).
  4. Профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом особенности будущей трудовой деятельности.
  5. Овладение основами техники лыжных ходов.
  6. Выполнение студентами контрольных нормативов.
  7. Отбор наиболее подготовленных студентов для занятий в группе
    спортивного совершенствования.

Нужно отметить, что особенности лыжного спорта ставят его в ряд основных средств физического воспитания студенческой молодежи. При передвижений на лыжах в динамическую работу вовлекаются большие группы мышц. Деятельность органов кровообращения и дыхания осуществляется в благоприятных гигиенических условиях, так как занятия в течение года проводятся на открытом воздухе. Кроме того, физическая нагрузка легко поддается регулированию. Поэтому лыжный спорт оказывает благоприятное воздействие на здоровье занимающихся и является прекрасным активным отдыхом после напряженной умственной работы.
1.2 Общие основы техники ходьбы на лыжах.

Под правильной техникой передвижения на лыжах следует понимать целесообразную систему движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника в ходьбе на лыжах должна способствовать тому, чтобы гонщик наиболее полно использовал свои физические возможности для достижения высокого спортивно — технического результата, соответствующего уровню его физического развития.
Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эффективность того или иного способа хода зависит от конкретных условий, где ведущими будут: рельеф местности, наличие необходимого рабочего потенциала у лыжника и его степень овладения двигательными навыками в передвижении на лыжах.
Всё многообразие лыжных ходов условно, исходя из принципа рабочего движения рук (толчка), можно подразделить на группы: попеременные ходы, одновременные и комбинации из одновременных и попеременных ходов.

К группе попеременных ходов относятся: двухшажный, четырехшажный.
Группа одновременных ходовподразделяется на ходы с одновременным выносом рук и одновременным толчком (бесшажный, одношажный, двухшажный, трехшажный) и на ходы с разновременным выносом рук, но одновременным толчком (двухшажный трехшажный).
Коньковый ход в зависимости от толчка руками (одновременного или попеременного) может быть отнесен как к группе попеременных, так и одновременных ходов.
К группе комбинаций ходов относятся ходы, где в повторяющихся циклах хода встречаются толчки руками как попеременно, так и одновременно. Несмотря на существующее многообразие способов ходьбы на лыжах, в движении и положении всех перечисленных способов имеются общие, основные элементы, которые делают их преемственными и облегчают процесс освоения техники передвижения на лыжах.
Основные элементы техники передвижения на лыжах:

  1. Посадка лыжника.
  2. Толчок ногой.
  3. Скольжение.
  4. Толчок руками.
  5. Общая согласованность движений.
  6. Цикл движения лыжного хода.

1.3 Физиологическая характеристика лыжного спорта.

Двигательная деятельность, различная по структуре движений, длительности и интенсивности, предъявляет к организму различные требования. В связи с этим состояние тренированности при занятиях различными видами спорта характеризуется различными физиологическими показателями.
При спортивной деятельности выполняются динамическая работа и статические усилия.

Динамическая работа характеризуется поочередным сокращением и расслаблением скелетных мышц, что обеспечивает перемещение тела или его отдельных частей в пространстве. Динамическая работа может быть циклической, при которой стереотипно повторяются одинаковые по структуре движения, и ациклической , где этой стереотипности нет.

Если при динамической работе укорочение мышц сочетается со значительным их напряжением, то такую работу называют силовой.
При статических усилиях скелетные мышцы не укорачиваются, а в них развивается и поддерживается напряжение. Никаких перемещений тела или его отдельных частей при этом не происходит. При гонках на лыжах преимущественно выполняется динамическая работа. Цикличность движений здесь выражена лишь при применении одного из способов передвижения. Смена их на протяжении дистанции и изменение структуры движений при подъемах на горы и спусках нарушают
цикличность работы гонщика и тем самым усложняют ее.
Работа лыжника на дистанции 5 и 10 км относится к работе большой
интенсивности, на 15, З0 и 50 километров – к умеренной. Однако в связи с тем, что скорость передвижения и мощность работы резко изменяются на протяжении дистанции, гонки на лыжах следует рассматривать как работу переменной интенсивности. Продолжительность работы гонщика требует высокого уровня развития общей выносливости. Способность же выполнять эту длительную работу с переменной, иногда очень высокой, интенсивностью обусловлена развитием скоростной выносливости.
Гонщику необходимо также развить силу мышц и силовую выносливость, обеспечивающие эффективность многократных отталкиваний ногами и руками.
Движения лыжника на дистанции весьма разнообразны и сложны по координации. Двигательные навыки, лежащие в основе спортивной техники лыжника, проявляются на дистанции в различных сочетаниях и в различной последовательности. Изменение рельефа местности требует быстрого переключения с одного способа передвижения на другой. Это осложняет работу гонщика, предъявляет большие требования к его центральной нервной системе и органам чувств.
Двигательная деятельность в постоянно изменяющейся обстановке может быть обеспечена лишь при высоком уровне подвижности нервных процессов. Длительность же работы гонщика требует хорошей их уравновешенности.
1.4 Методы подготовки в лыжном спорте.
В процессе системы многолетней подготовки в лыжном спорте применяются разнообразные методы обучения, воспитания и тренировки. При обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах применяются наглядные, словесные и практические методы (метод упражнения) в разнообразных их вариантах и сочетаниях. При воспитании моральных и волевых качеств используется широкий круг методов — убеждения, разъяснения, поощрения, наказания, примеры (наглядные методы) и др.

В процессе тренировки в избранном виде лыжного спорта при развитии физических качеств и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, основой которых является сочетание нагрузки и отдыха. Разнообразные варианты сочетания нагрузки и отдыха во многом определяют характер воздействия данного метода на организм лыжников. Обязательной составной частью любого метода тренировки являются интервалы отдыха. Продолжительность и характер отдыха во многом определяют направленность нагрузки и желаемый срочный тренировочный эффект каждого занятия. При длительном и непрерывном равномерном беге или передвижении на лыжах с умеренной интенсивностью направленность воздействия нагрузки на организм лыжника ни у кого не вызывает сомнения. Ясно, что в данном случае речь идет с развитии выносливости. Но при наличии интервалов отдыха между отдельными отрезками дистанции, проходимых с различной интенсивностью, порой очень трудно бывает оценить срочный тренировочной эффект. Поэтому необходимо учитывать все компоненты, определяющие характер воздействия того или иного метода на организм лыжника.

В циклических видах спорта (к ним относятся и лыжные гонки) выделяют пять такихкомпонентов:

  1. Продолжительность выполнения упражнения (длина преодолеваемых отрезков). Она чаще всего определяется длиной проходимого отрезка дистанции, а иногда и временем, затраченным на его пробежку (на выполнение упражнений). Длина преодолеваемого на лыжах отрезка во многом определяет влияние нагрузки на организм и эффективность воздействия на развитие того или иного физического качества. Выбор длины отрезков зависит от поставленных задач и планируемой интенсивности передвижения.
    2. Интенсивность выполнения упражнений во многом определяет направленность нагрузки и сдвиги, происходящие в организме лыжника, характер энергетического обеспечения работы. Интенсивность — это количество работы, выполненной в единицу времени.
    Интенсивность может быть оценена плотностью занятий, мощностью упражнений и т.д. В процессе занятий увеличение или уменьшение интенсивности может быть выполнено двумя способами: первый — путем изменения скорости передвижения и усилий; второй — за счет изменения плотности занятия.
    3. Длительность интервалов отдыха между пробегаемыми отрезками (нагрузками, упражнениями) имеет очень большое значение и во многом определяет величину и характер сдвигов, происходящих в организме лыжников под влиянием тренировочных нагрузок. От этого компонента зависит (что очень важно) и направленность нагрузки. Изменяя интервал отдыха, можно в значительной мере варьировать направленность нагрузки и добиваться желаемых (запланированных) сдвигов в организме лыжников.
    4. Характер отдыха (пассивный или активный) между отдельными повторениями оказывает заметное влияние на направленность воздействия нагрузки на организм лыжника и величину сдвигов. При этом необходимо учитывать величину пробегаемых отрезков и интенсивность передвижения.
    5. Количество повторений отрезков или упражнений во многом влияет на сдвиги, происходящие в организме при тренировке, на его ответные реакции. Вместе с тем от количества повторений зависит и суммарный эффект в целом от тренировочного занятия. В процессе тренировки на отрезках при средней интенсивности большее количество повторений позволяет поддерживать высокий уровень ответных реакций (сердечнососудистой и дыхательной систем).
    Все перечисленные компоненты нагрузки тесно связаны между собой и порой изменение хотя бы одного из них приводит к значительному изменению направленности нагрузки и ее величины.
  2. ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Лыжный спорт включает лыжные гонки на различные дистанции, прыжки с трамплина, двоеборье (гонка и прыжки), горнолыжный спорт. Зародился в Норвегии в XVIII веке. В Международной федерации - ФИС около 60-ти стран. С 1924 года - в программе зимних Олимпийских игр, чемпионаты мира - с 1925-го (официально - с 1937-го).

Лыжный спорт можно поделить на 4 больших вида:

Северные виды:лыжные гонки, спортивное ориентирование, прыжки на лыжах с трамплина, северная комбинация или лыжное двоеборье.

Альпийские виды: фактически весь горнолыжный спорт: скоростной спуск, гигантский слалом, супергигантский слалом, слалом, горнолыжная комбинация: чемпион определяется по сумме двух видов: скоростной спуск и слалома, командных соревнований.

Фристайл: спуск на лыжах со склона с элементами акробатических прыжков и балета: могул, лыжная акробатика, балет на лыжах.

Сноуборд: упражнения на одной «большой лыже»(специальной доске).

Биатлон - гонки на лыжах со стрельбой из винтовки, очень популярный во многих странах отдельный вид спорта, входит в программу Олимпийских игр, как и лыжный спорт.

2.1 Лыжные гонки

Лыжные гонки - гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе среди лиц определённой категории (возрастной, половой и т. д.). Относятся к циклическим видам спорта.

Основные стили передвижения на лыжах - «классический стиль» и «свободный стиль».

Основные виды лыжных гонок:

— соревнования с раздельным стартом,

— соревнования с общим стартом (масс-старт),

— гонки преследования,

— эстафеты,

— индивидуальный спринт,

— командный спринт.

2.2 Биатлон.

Биатлон - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

Правила и снаряжение.

В биатлоне используется свободный (то есть коньковый) стиль передвижения на лыжах. Используются обычные лыжи и лыжные палки для лыжных гонок.

Для стрельбы применяются малокалиберные винтовки с минимальным весом 3,5 кг, которые во время гонки транспортируются на спине.

На стрельбище расстояние до мишеней составляет 50 метров. Мишени, используемые на соревнованиях, традиционно чёрного цвета, в количестве пяти штук.

Основные виды биатлона:

— классическая индивидуальная гонка,

— спринтерская гонка,

гонка преследования,

гонка с общего старта,

эстафета.

2.3 Горнолыжный спорт.

Горнолыжный спортспуск с гор на специальных лыжах. Вид спорта, а также популярный вид активного отдыха миллионов людей по всему миру.

Скоростной спуск - дисциплина горнолыжного спорта, суть которой заключается в прохождении специально подготовленной трассы на время.

Слалом - спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450-500 м. Во время прохождения трассы спортсмены обязаны проехать через все ворота.

Супер-гигант — вид соревнований по горнолыжному спорту и сноуборду.

Занимают промежуточное положение между скоростным спуском и гигантским слаломом.

Слалом-гигант - разновидность горнолыжной дисциплины.

2.4 Фристайл.

Фристайл - вид лыжного спорта, сноубординга. В состав фристайла входят лыжная акробатика, ски-кросс, могул. Лыжный балет - одна из дисциплин фристайла, существовавшая до 1999 года, была исключена из программ официальных соревнований. Балет состоял из спуска по пологому склону под музыкальное сопровождение с демонстрацией элементов скольжения, шагов, вращений, прыжков.

В программу Олимпийских игр по фристайлу включены могул и лыжная акробатика и ски-кросс.

Могул представляет собой спуск по бугристому склону. Во время прохождения трассы каждый спортсмен должен совершить два прыжка со специально построенных трамплинов.

Соревнования по лыжной акробатике состоят из квалификации и финала. На каждом этапе спортсмены выполняют по два прыжка со специального трамплина.

Соревнования по ски-кроссу состоят из квалификационного и финального раундов. В квалификационном раунде спортсмены по одному проходят трассу длиной около 1000 метров с поворотами и препятствиями на скорость. 32 спортсмена, показавшие лучшее время, в финальном раунде разбиваются на четвёрки и соревнуются между собой за выход в следующий этап соревнований. Первые два спортсмена продолжают соревнования, проигравшие выбывают. Вышедшие в финальный заезд разыгрывают медали.

Фрирайд - катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

2.5 Сноубординг.

С ноубординг – вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе и пр. на сноуборде – монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.

2.6 Прыжки с трамплина.

Прыжки с трамплина - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступают как самостоятельный вид спорта, а так же входят в программу лыжного двоеборья. Входят в состав Международной федерации лыжного спорта.

В национальную команду входит четыре спортсмена.

Техника (стиль) выполнения прыжков оценивается пятью судьями (максимальное количество - 20 баллов), к судейским баллам добавляются баллы за дальность прыжка (по специальной таблице). Результат участника определяется по сумме балов двух зачётных попыток.

2.7 Лыжное двоеборье.

Лыжное двоеборье - олимпийский вид спорта. Включает в себя следующие дисциплины: прыжки с 90-метрового трамплина (2 попытки, очки за попытки суммируются) и лыжная гонка на 15 км свободным стилем. Для каждой из этих дисциплин действуют общие правила с незначительными дополнениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных средств и методов тренировки приводит к положительным изменениям в организме лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической и т.д.

Об уровне подготовленности лыжника принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках при оценке уровня результатов необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999 год.

2.Аксельрод, С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура и спорт 1997 год.

3.Бутин И.М. Лыжный спорт – М., Изд. центр «Академия» 2000 год.

  1. Драчов С.П. Туризм и здоровье. — М.: «Знание», 1984.
  2. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. — М.: Профиздат, 1990.

6.Рожинский М. М, Катовский Г. Б. Оказание доврачебной помощи, Медицина, Москва, 1981.

Техника передвижений на лыжах
Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. При передвижении на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой палкой. Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по снегу, то возникает необходимость оттолкнуться двумя палками одновременно. Это увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными.
Попеременный двухшажный ход
Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг. Прежде чем перейти к описанию техники в целом и методике обучения данному ходу, необходимо дать биомеханический анализ пяти основных фаз цикла. На рисунках изображены положения лыжника в начале и в конце каждой фазы
1-я фаза - свободное скольжение. Главная задача - уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения.
2-я фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги. Главная задача - увеличить скорость скольжения. С этой целью очень важно при отталкивании палкой включить в работу более мощные мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу и подготовиться к подседанию на опорной ноге.
3-я фаза - скольжение с подседанием. В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат.
4-я фаза - выпад с подседанием. Главное - обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой.
5-я фаза - отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Главная задача фазы - завершить отталкивание палкой и лыжей, обеспечить скорость движения маховой ноги к концу выпада и выполнить отталкивание на направление "на взлет".
Одновременный бесшажный ход
Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении - на пологих спусках, при плохом - на спусках средней крутизны. Кроме этого, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками.
Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия) , так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода. Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых) .
1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.
5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.
7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Также: Одновременный одношажный ход, попеременный четырехшажный ход.
Вот и все, что я знаю о лыжах и все, что нашла на компьюторе.



error: Контент защищен !!